http://s4.postimage.org/bbal7qn85/Mother_boxart.png

Небольшая историческая справка.
Серия данная на запад никогда особо не спешила. Первая игра, получившая название Mother, вышла в 1989 году на NES эксклюзивно для японцев и, соответственно, на японском. Уж было собралась игра выучить английский язык, переименоваться в Earthbound и отправиться в кругосветное, как большие шишки из Nintendo свернули проект практически на финальной стадии, обосновав сей странный поступок тем, что NES уже старая, а компании надо вкладывать все силы в разработку новой консоли. Много позже, поистине невероятным образом, в интернете за нехилую такую сумму появился в продаже картридж с английской версией игры, которую выкупил один известный ромхакер. Сам факт истинности этого сего стоит под вопросом, но, так или иначе, игра нашла свой путь к сердцам англоязычных любителей jRPG. В силу того, что к этому времени вышла Mother 2, получившая вне Японии многострадальное название Earthbound, называть первую часть игры Earthbound уже как-то было неправильно, в итоге фанаты её именуют не иначе, как Earthbound Zero, что сотворило очередной «хронологический конфуз» в мире видеоигр.
История второй части несколько скучнее. Попав в Америку абсолютно легально, большой любви она там, увы, не сыскала, хоть и в стране-производителе продалась более чем хорошо.
Проект EarthBound 64 для угадайте-какой-консоли до релиза, увы, не дожил в силу того, что Nintendo 64 DD (Disc Drive), мягко говоря, провалился. От забвения игру спас римейк для GameBoy Advance. У игры обратно забрали третье измерение и снова запретили выезд из страны, что, к слову, не помешало фанатам перевести игру на английский своими силами.

Но в данном обзоре речь идёт об исключительно второй части серии, вышедшей на SNES. С хорошего или плохого мне начать, с плохого или хорошего?

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/512/74512941_ebBox.jpg

Графика после всяких там Хроно Триггеров и всё обещающих быть Последними Фантазий воображение, к сожалению, не потрясает. Анимация в игре даже не скажешь, что сведена к минимуму, её вообще практически нет. На персонажей приходится всего парочка спрайтов, окружающий мир почти весь статичен. Битвы так вообще лишены хоть какого-либо адекватного графического оформления; ни тебе красивых задних фонов, ни даже изображений персонажей, а имеем мы лишь умопомрачительный трип в качестве бекграунда, действие от первого лица и весьма, за некоторыми исключениями, посредственно нарисованные изображения злобных злыдней. Может я и требую слишком многого от игры, но к такому картону сразу привыкнуть было немного сложновато. Один из редких случаев, когда что-то двигалось – изображение ряби на воде от судна, ну прямо как бальзам на душу. Также малость смутила стилистика – уж не поработали ли над игрой этой художники из Nickelodeon? В целом, исключая тотальную статику, графика скорее приятная, чем нет.

Для игры было написано приличное количество треков, да вот только с саундтреком не всё гладко. Вот, например, боевые темы вне своего жанра, если так можно выразиться; их можно как угодно воспринимать, но не как фон для баталий. Мелодия находится где-то позади ритма, расслушать её там не сразу и получается, да ещё и порой со звуковыми эффектами перебор чувствуется. В общем, нестандартное решение для саундтрека, но исключительно на любителя. Музыка финальной битвы превзошла мои ожидания, к слову.
Остальная музыка представлена приятными и вполне запоминающимися мелодиями городов и эмбиентом на границе с нойзом в подземельях. Шумов и правда многовато, звучат они далеко не всегда к месту. Хочется ещё отметить монотонность и малую продолжительность большей части композиций – редкий трек не уходит на самоповтор уже через минуту, а то и быстрее.

Геймплей примечателен тем, что всеми силами старается приблизить игру к реальному миру: еда продаётся в продуктовых магазинах, можно заказывать пиццу по телефону, павший в бою персонаж попадает в больницу, деньги снимаются с карточки в банкомате, можно заказывать отправку или доставку каких-либо вещей, ограниченный инвентарь. Последнее из перечисленных нововведений наиболее спорное. Игру оно немного усложняет, поскольку приходится грамотно распределять вещи между персонажами, игра не позволит закупиться х99 бомбами и ракетами и вершить правосудие налево и направо, с другой стороны это чертовски затормаживает прохождение, ибо складировать барахло можно только дома у главного героя, либо заказывать по телефону пересылку всего этого хлама.
Фича с использованием телефона поначалу кажется очень интересной, но, к сожалению, что-то помешало разработчикам разнообразить телефонную болтовню, из-за чего она в скором времени превращается в вынужденную необходимость. Очень уж маленький набор диалогов.

Ещё одно интересное нововведение – битвы со слабыми врагами происходят автоматически и без перехода в боевой режим, т.е. бой заканчивается в пользу игрока сразу после столкновения со врагом. Но практическая польза от этого сходит почти на нет из-за того, что врагов очень много и возрождаются они с просто неистовой скоростью. Состояния «враг напал сзади» или «персонажи получили возможность первого хода» не носят типичный для jRPG случайный характер. Зависят они от того, как расположены по отношению другу к другу персонажи и враги во время столкновения: если вы подставили спину, то первый ход будет за соперником, если же вы умудрились забежать за спину врага, то первый ход будет за вами. О том, как именно бой начнётся, оповестит цвет перехода в боевой режим – для первого случая он зелёный, для второго – красный.

Ну и текстовый контент игры. Сюжет звёзд с неба не хватает, но, в целом, не убог. Однако зашкаливающее количество сатиры на жанр и всякого рода шуточек напрочь лишают игру хоть какой-либо даже теоретической серьёзности.
Слом четвёртой стены – излюбленная шутка разработчиков, частое использование которой граничит со злоупотреблением. Порой совершенно непонятно, кто в кого играет – игрок в игру, или игра в игрока.
Все четверо играбельных персонажа отличаются исключительной неразговорчивостью; пока они сами по себе, они ещё могут поболтать немного, но стоит им присоединиться к команде, практически полностью замолкают. В сумме с малым разнообразием спрайтов – это катастрофа. Игра иногда подсказывает, что с ними творится («Ты заметно похудел», «Какое-то грустное у тебя лицо. Скучаешь по дому?»), но это капля в море, называть такие мелкие подачки какой-либо проработкой характеров язык не поворачивается. Потому приходится подключать воображение.

Вообще, воображение подключать приходится практически всегда и везде, иначе игра может показаться очень скучной.

Оценки:
Графика: 7/10
Геймплей: 8/10
Музыка: 7/10
Общее впечатление: 8/10

Mother (EarthBound Zero)

http://s2.postimage.org/nnp3l6zcd/cover_l_cop1y.png

Саундтрек даже без учёта воспроизводящего его аудиочипа консоли получился весьма приятным, а если с учётом, так он и вовсе чудесен. Количество откровенно раздражающих (да и хотя бы просто пролетающих мимо ушей) композиций сведено к минимуму, в слуховой аппарат вливаются, в основном, довольно-таки мелодичные и запоминающиеся треки. Единственное, к чему пальцы так и чешутся придраться – тема битвы с финальным боссом. Не, она атмосферу вполне держит, да только вот разнообразия в треке всего на 2 секунды, а сражение длится значительно дольше. К слову, целый ряд треков обрёл второе рождение в саундтреке ко второй части серии, вышедшей на SNES.

В геймплее есть несколько не очень приятных моментов, когда хочется либо ругаться, либо принять немного чудодейственной валерьяночки. К сожалению, додуматься до перемещения пунктов «Говорить» и «Осмотреть» на одну клавишу и убрать необходимость постоянно залезать в меню за ними у разработчиков получилось таки далеко не сразу, только во время разработки уже второй части, поэтому всю игру придётся терпеть это безобразие. Право слово, ради этой волшебной кнопочки всего-и-сразу я бы отказался даже от функции бега, будь такая возможность.
Со случайными сражениями в игре явный перебор. Интервал количества шагов, спустя которые начинается очередная битва, чересчур широк – персонажи могут подвергаться постоянным атакам чуть ли не каждый шаг, а могут свободно пробежать половину этапа, успев пару раз зевнуть по дороге, но чаще всего приключения проходят по первому варианту. Немного выправляет ситуацию наличие в игре специальных предметов экипировки, уменьшающих интенсивность напора злобных злыдней, только срок их годности весьма ограничен, приходится буквально затариваться ими за все случаи жизни (ну или проявлять поистине великое терпение).
Навигация в меню инвентаря и магии немного странная. Перелистнув список вперёд, его уже нельзя перелистнуть назад, приходится его весь прокручивать, что отнимает время и убивает несколько нервных клеток.

От геймплея перейдём к графике. В рамках консоли она более-менее неплоха. Помещения выглядят очень бедно, пусто и схематически, но вот внешний мир оформлен вполне красиво и даже разнообразно: леса, пустыни, заснеженные территории, имеется в наличии железная дорога – всё очень мило. Весьма неплохо нарисованы спрайты монстров, на удивление лучше и аккуратнее, чем во второй части. Отсутствие какого-либо, пусть даже того трипового из сиквела, заднего фона в битвах упорно огорчает.

Немного о боевой системе. Количество персонажей ограничено тремя, что немного сужает тактические возможности в бою. Далеко не каждого монстра можно забить обычным форсирование пункта «Атака» и остаться после этого в здравии, в таких случаях на помощь приходит дополнительное обрабатывание супостатов магией, коей в игре прилично, есть где разгуляться. Если бы только постоянные битвы так не утомляли… Умирать персонажам приходится довольно-таки часто, дело иногда доходит до принудительной дополнительной прокачки. Порой игру приходится буквально терпеть.

Сюжета в игре не очень много, напоминает толком он о себе в начале игры, когда нам выдают макроквест на всю остальную игру, и в конце, когда макроквест наконец-то будет пройден. Юмора поменьше, чем в продолжении, витает он, в основном, около темы о сломе четвёртой стены: игра периодически напоминает о том, что она игра, отец главного героя благодарит игрока за помощь главному герою и просит назвать своё имя, ну и так далее. Но не только этим ограничивается интерес к текстам игры – разработчики неплохо постарались и над речами различных неиграбельных персонажей, болтать с ними и забавно, и интересно. В роли врагов, помимо тех, кто хорошо на эту роль подходит, встречаются хиппи, пожилые упитанные дамы с сумками, автомобили. Да, если вы давно мечтали избить хиппи – эта игра создавалась точно для вас.

Оценки:

Графика: 8/10
Геймплей: 6/10
Музыка: 9/10
Общее впечатление: 8/10